Психология развития  

webpolyglot.ru - навигация по сайту: на главную страницу - к оглавлению обзора



Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Мудрость - экспертная система знаний

Несмотря на то что память у молодых людей в некоторых случаях работает эффективнее, чем у пожилых, мудрость скорее присуща старшему поколению. Мудрость — экспертная система знаний, ориентированная на «практическую сторону жизни» и позволяющая выносить взвешенные суждения, давать полезные советы по жизненно важным вопросам. «Возможно, для того, чтобы правильно и в полной мере понять, что такое мудрость, требуется больше мудрости, чем есть у кого-либо из нас», — писал Роберт Стернберг. Балтес предложил разделить связанные с мудростью знания на пять категорий: фактические (реальные) знания, методологические знания, жизненный контекстуализм, ценностный релятивизм (относительность ценностей) и неопределенность (сомнение). Мудрость — когнитивное качество, в основе которого лежит кристаллизованный интеллект, определяемый культурными традициями и связанный с опытом и личностью.

Напомним, что кристаллизованный интеллект проистекает из знаний и информации об окружающем мире, отношений между людьми, с которыми человек сталкивается в течение всей жизни.

Модель мудрости

Мудрость имеет пять основных черт. Во-первых, она направлена на решение важных и трудноразрешимых вопросов, зачастую связанных со смыслом жизни и состоянием дел конкретного человека - webpolyglot.ru. Во-вторых, мудрость — это сосредоточие знаний, суждений и советов самого высокого уровня. В-третьих, знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки, взвешенны, могут быть применены к специфическим ситуациям. В-четвертых, мудрость сочетает в себе разум и добродетель и используется как во имя личного благополучия, так и во благо всего человечества. В-пятых, несмотря на то что мудрым стать трудно, большинство людей видит это качество в человеке сразу.

* * *

Использование критериев мудрости для оценки суждений по житейским проблемам. Пример: Пятнадцатилетняя девочка хочет немедленно выйти замуж. О чем другим (ей) следует подумать и что сделать?

Фактические знания

- Кто, где, когда?
- Примеры возможных ситуаций
- Различные варианты (формы любви и замужества)

Методологические знания

- Стратегии того, как искать информацию, принять решение и дать совет
- Выбор времени для того, чтобы дать совет, отслеживание эмоциональных реакций
- Анализ затрат и выгод: планы действий
- Анализ средств и вариантов конечного результата

Жизненный контекстуализм

- Возрастной (например, проблемы юношества), культурный (например, изменение ценностей), идиосинкразический (например, неизлечимые болезни), контексты во времени и различных сферах жизни

Ценностный релятивизм

- Отделение собственных (личных) ценностей от ценностей других людей
- Религиозные предпочтения
- Современные/будущие ценности
- Культурно-исторический релятивизм

Неопределенность (сомнение)

- Не существует совершенного решения
- Оптимизация соотношения выгод и потерь
- Будущее нельзя предсказать полностью
- Резервные решения

Иллюстрация: два противоположных ответа (в сокращенном виде)

Низкая оценка

Пятнадцатилетняя девочка хочет выйти замуж? Нет, это никак невозможно; выйти замуж в 15 лет было бы огромной ошибкой. Следует сказать девочке, что это невозможно. По прошествии некоторого времени: Было бы безответственно поддержать такую идею. Нет, эта идея просто безумна.

Высокая оценка

Ну, на первый взгляд, ситуация кажется простой. Чаще всего для пятнадцатилетних девочек замужество вещь не очень хорошая. Я думаю, многие девушки могли бы подумать об этом, влюбившись впервые. В то же время существуют ситуации, где общий случай просто не работает. Например, при особых жизненных обстоятельствах, если девушка, например, неизлечимо больна. Или она, например, не из этой страны. Может быть, она живет в других культурных условиях или в другое время. Прежде чем дать окончательную оценку, я бы хотел получить больше информации.

* * *

Для того, чтобы оценить объем знаний, связанных с мудростью, П. Балтес просил участников эксперимента разрешить дилеммы, подобные этой: «Пятнадцатилетняя девочка хочет немедленно выйти замуж. Что ей следует сделать?» Пол Балтес просил участников исследования продумать проблему вслух - webpolyglot.ru. Размышления испытуемых записывали на кассету, расшифровывали и оценивали на основании того, насколько они содержали пять основных критериев знаний, связанных с мудростью: фактические (реальные) знания, методологические знания, жизненный контекстуализм, ценностный релятивизм (относительность ценностей), а также элемент сомнения и способы разрешения неопределенности. Затем ответы участников эксперимента были ранжированы согласно объему и типу связанных с мудростью знаний.

По мнению П. Балтеса, количество и качество знаний, связанных с мудростью (а значит, и вероятность того, что человек получит более высокую оценку в ходе тестирования), может увеличиваться с возрастом в силу двух причин. Во-первых, для того чтобы по-настоящему понять факторы, способствующие развитию мудрости, и научиться работать с ними, требуются годы жизни в разнообразных условиях. Такой жизненный опыт приходит лишь с возрастом. Во-вторых, по мере взросления формируются личные качества человека, способствующие развитию мудрости. Эти качества связаны и с личностными особенностями, и с когнитивным развитием человека. В целом мудрость — явление обратимое. Снижение эффективности когнитивной обработки информации у пожилых людей может ограничить их мудрость или способность применять это качество, особенно в престарелом возрасте.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.





© 2010-2017 - webpolyglot.ru
Методологические, методические проблемы и практические показатели развития человека
При цитировании отдельных материалов с сайта обратная свободно индексируемая ссылка строго обязательна