Психология развития  

webpolyglot.ru - навигация по сайту: на главную страницу - к оглавлению обзора



Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Задача организации биографических данных при исследовании различных стадий взрослого возраста

Исследователи процесса развития во взрослом возрасте часто сталкиваются с трудной задачей организации обширных биографических данных. Результаты обработки таких материалов часто зависят от сферы внимания и интересов ученого. Так, в одной из работ Левинсон опирался на данные 15-часовых биографических интервью у 40 мужчин. Он рассматривал различные аспекты процесса начала карьеры и стиля жизни.

Роджер Гулд в основном сосредоточил свое внимание на когнитивных аспектах. Его интересовали индивидуальные предположения, идеи, мифы и взгляд на мир в различные периоды жизни. Гулд проводил исследования среди лиц обоего пола. Он и его коллеги изучали истории жизни большой группы мужчин и женщин в возрасте от 16 до 60 лет. На основе полученных данных они разработали описания того, как люди воспринимают окружающий мир, характеризующие различные стадии взрослого возраста. Рост лучше рассматривать как процесс отказа от детских иллюзий и ложных предположений в пользу чувства уверенности и принятия себя. Он полагал, что смысловая система личности определяет ее поведение и жизненные решения.

Гулд считал, что в возрасте от 16 до 22 лет главным ложным предположением, подлежащим изменению, является «Я всегда буду принадлежать моим родителям, верить в их мир». Чтобы понять и устранить эту иллюзию, люди в раннем взрослом возрасте должны начать построение взрослой идентичности, которая не подвластна контролю со стороны их родителей. Тем не менее чувство Я у молодых людей на этом этапе еще хрупко, а сомнения в себе делают их уязвимыми для критики. Молодые взрослые начинают воспринимать своих родителей скорее как несовершенных и подверженных ошибкам людей, чем как всемогущие и контролирующие силы, роль которых они исполняли когда-то.

В возрасте между 22 и 28 годами у людей часто возникает другое ложное предположение, отражающее их продолжающиеся сомнения в своей самодостаточности: «Если будешь делать, как родители, и прилагать силу воли и упорство, это принесет свои плоды. А если я слишком расстроюсь, запутаюсь, или устану, или просто не смогу справиться, они придут на помощь и покажут мне правильный путь». Чтобы справиться с этой преградой, молодые взрослые должны принять на себя полную ответственность за свою жизнь, отказываясь от ожидания постоянной родительской поддержки - webpolyglot.ru. Это предполагает намного больше, чем просто уход из-под власти матери или отца; требуется активная и позитивная позиция в процессе создания взрослой жизни. Самостоятельное покорение мира также отвлекает энергию от постоянной интроспекции и сосредоточенности на себе. Гулд обнаружил, что преобладающий способ мышления развивается на протяжении этого периода от вспышек озарения до настойчивого, регулярного и контролируемого экспериментирования и ориентации в целях.

В период от 28 до 34 лет наблюдается существенный сдвиг к позиции взрослого. Главным ложным предположением в это время является: «Жизнь проста и подконтрольна. Внутри меня нет никаких значимых противоречащих сил». Это мнение отличается от мнений предшествовавших стадий в двух важных отношениях: оно говорит о наличии ощущения компетенции и/знания ограничений. Достигнуто достаточно взрослое понимание и принятие внутренних противоречий, они теперь не вызывают у индивида сомнений в своей силе и целостности. Таланты, силы и желания, подавлявшиеся в период 20-30 лет по причине их несоответствия разворачивающимся проектам взрослости, теперь могут снова проявляться. Гулд приводит примеры честолюбивого молодого партнера из престижной юридической фирмы, который рассматривает вопрос о переходе в сферу общественных услуг, а также учтивого беззаботного холостяка, неожиданно осознавшего, что в многочисленных интимных связях его не устраивают собственные недостатки.

Это развитие хорошо соответствует предположениям Левинсона относительно мечты: тех, кто игнорирует и подавляет мечту в период ранней взрослости, будет преследовать неразрешенный конфликт в дальнейшей жизни.

Даже те, кто реализовал стремления своей юности, все еще испытывают определенные сомнения, замешательство и подавленность в этот период жизни. Они могут начать сомневаться в тех самых ценностях, которые помогли им достичь независимости от своих родителей. Рост влечет за собой разрушение ригидных ожиданий периода 20-30-летнего возраста и принятие более разумной позиции: «То, что я получаю, прямо связано с тем, как много усилий я готов приложить». Люди перестают верить в магию и начинают вкладывать свою веру в регулярную работу в соответствующем направлении. В то же время они начинают культивировать те интересы, ценности и качества, которые будут сохраняться и развиваться в течение всей взрослой жизни.

В возрасте между 35 и 45 годами происходит полное включение в мир взрослых. Родители больше не обладают контролем над людьми в этом возрасте, а их дети еще не подтвердили свою самостоятельность. Как выразился Гулд, они находятся «в чаще жизни». В то же время они ощущают давление времени и страх, что не добьются поставленных целей. Физические изменения в период средней взрослости пугают их и приводят в уныние; отсутствие каких-либо значимых изменений в карьере заставляет их чувствовать себя взаперти. Стремление к стабильности и надежности, которое было для них первостепенным в 30-40 лет, заменяется потребностью в немедленном действии и результатах - webpolyglot.ru. Медлить больше недопустимо. Смерть родителей и осознание собственной смертности приводят их к мысли о постоянной несправедливости и жизненных страданиях. Познавая негативную сторону человеческого опыта, они расстаются с детской потребностью в безопасности. Они также, наконец, могут свободно проверить и отказаться от ощущения своей недостаточной ценности и слабости,
сохранявшегося с детского возраста. Это, как предполагал Гулд, представляет собой полное автономное взрослое самосознание.

Понимание процесса развития взрослых

Важно помнить, что теории, акцентирующие внимание на периодах или стадиях, способствуют пониманию процесса развития взрослых. Однако существуют некоторые причины не принимать их однозначно. Во-первых, представление о стадиях приводит к тому, что некоторые устойчивые аспекты личности, существующие во взрослом возрасте, ускользают от внимания исследователей. Во-вторых, эти теории уделяют мало внимания непредсказуемости жизненных событий. В-третьих, до сих пор большинство участников исследований были мужчинами, а исследователи, как правило, сосредоточивали свое внимание на одних и тех же возрастных группах: индивидах, родившихся в середине 20-го столетия.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.





© 2010-2017 - webpolyglot.ru
Методологические, методические проблемы и практические показатели развития человека
При цитировании отдельных материалов с сайта обратная свободно индексируемая ссылка строго обязательна