Психология развития  

webpolyglot.ru - навигация по сайту: на главную страницу - к оглавлению обзора



Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Братья и сестры - основная группа сверстников, влияющая на развитие личности ребенка

Первой и ближайшей группой сверстников, влияющей на развитие личности ребенка, являются его братья и сестры. Общение с ними дает малышу опыт, отличающийся от опыта, получаемого в ходе взаимодействия с родителями. Предельная откровенность между ними позволяет испытать взлеты и падения человеческих отношений на базальном уровне. Сиблинги бывают беззаветно преданными, а могут презирать друг друга или развивать амбивалентные отношения любви-ненависти, которые иногда сохраняются на протяжении всей жизни - webpolyglot.ru. Хотя родители дошкольников часто жалуются на соперничество своих детей, которое приводит к ссорам и дракам, братьев и сестер обычно связывают сильная привязанность и дружба, оказывающие огромное влияние на их поведение. Даже если у них большая разница в возрасте, жизнь бок о бок с равными себе по положению (дети одной семьи) и в то же время не равными по ряду других качеств — возрасту, росту, полу, занятиям, уму, внешней привлекательности людьми не проходит бесследно. Действительно, очень важно, когда братья и сестры помогают друг другу усваивать социальные понятия и роли, подбивая друг друга на какие-то действия, удерживая от чего-то.

Исследователь Джуди Данн описывает пять основных направлений, по которым различаются отношения между детьми в одной семье: соперничество, привязанность, безопасность, близость (в том числе откровенность и шутливые отношения), общие фантазии. Например, первое из них, привязанность: некоторые дошкольники уже в двухлетнем возрасте так привязываются к своим братьям и сестрам, что достаточно тяжело переживают их отсутствие, приходят в восторг, когда они возвращаются и, присоединившись к ним, исследуют многообразие окружающего мира. Привязанность братьев и сестер друг к другу может соперничать по прочности с привязанностью родителя к своему ребенку. В то же время некоторые из них практически не находят общих занятий, живя каждый в своей эмоциональной среде.

Как порядок рождения, или статус брата (сестры), влияет на личность каждого ребенка? Несмотря на то что предыдущие поколения психологов выдвинули множество предположений, объясняющих влияние порядка рождения на личность, данные современных исследований не всегда согласуются с их взглядами. Фактически не существует таких индивидуальных особенностей, которые зависят только от порядка рождения. Это, однако, не означает, что дети из одной семьи обладают похожими личностями. В действительности братья и сестры могут так же сильно отличаться друг от друга, как и дети из разных семей.

Одна из причин, в силу которых ребенок отличается от своих братьев и сестер, заключается в том, что детям необходимо определить и упрочить свою неповторимую идентичность. Так, если старший ребенок серьезен и прилежен, то младший может стать шумливым и непоседливым. Девочка, у которой четыре сестры и ни одного брата, может отвоевать себе нишу в семейной жизни, приняв маскулинную роль.

Другая причина связана с уникальностью личного опыта в отличие от общих для братьев и сестер жизненных ситуаций. Несмотря на то что дети из одной семьи участвуют в одних и тех же событиях, живут в одном и том же доме с теми же родителями, у каждого ребенка есть множество личных переживаний, которые неведомы остальным. Членов одной семьи скорее объединяет ДНК, чем общий опыт. Значимые средовые эффекты специфичны для каждого ребенка. Какая-то часть личного опыта связана с порядком рождения. Например, первенец может получить больше тепла и внимания по сравнению с другими братьями и сестрами. Другая его часть, связанная с болезнью, изменениями рода занятий и финансового положения семьи, переменами в отношениях со сверстниками в школе, не имеет никакого отношения к порядку рождения.

Несмотря на то что порядок рождения не оказывает достаточно ясного, постоянного и предсказуемого воздействия на личность, во многих исследованиях обнаружено его влияние на интеллект и достижения ребенка, и здесь первенцы имеют явное преимущество перед остальными братьями (сестрами) в семье. В среднем старшие дети имеют более высокий коэффициент интеллекта, а в школе и в последующей карьере достигают гораздо лучших результатов. Столь же высокие достижения могут быть у единственного ребенка в семье - webpolyglot.ru. Однако у таких детей коэффициент интеллекта в среднем немного ниже, чем у первенцев из семей, где есть два или три ребенка. Одним из объяснений такого результата может быть то, что единственные дети никогда не имели возможности играть роль учителя для своих младших братьев и сестер, способствующую интеллектуальному развитию.

Первенцы имеют явное преимущество в интеллекте

Однако различия в коэффициенте интеллекта, в основе которых лежит порядок рождения, выражены лишь в виде слабой тенденции. Гораздо более значительные и стойкие различия проявляются, когда исследователи учитывают размер семьи. Чем больше детей в семье, тем ниже коэффициент их интеллекта и тем реже они заканчивают высшие учебные заведения. Такое соотношение сохраняется даже при контроле других факторов, таких как структура семьи и ее доход. Отметим, однако, что структура семьи (полная семья или нет) и ее доход влияют на коэффициент интеллекта и достижения детей даже в большей степени, чем порядок рождения или их количество.

Старшие братья и/или сестры являются важными моделями, поведению которых подражают младшие. Исследователи полагают, что если у мальчика есть старший брат или у девочки — старшая сестра, они проявляют более типичное для своего пола поведение, чем те, чей пол не совпадает с полом старших детей в семье. Кроме того, сила влияния такого фактора, как «статус брата (сестры)», зависит от разницы в возрасте между детьми. Чем ближе они по возрасту, тем интенсивнее бывают их отношения.

Однако эффект порядка рождения сильно варьирует в зависимости от принадлежности к той или иной культуре. Концепция порядка рождения существенно различается для семей, живущих в странах с климатическими условиями, способствующими процветанию земледелия (как Кения), и, например, финских. Во многих аграрных странах несколько семей — и родители, и дети — могут ютиться в одной хижине. В результате нередки случаи, когда дети нескольких матерей воспитываются вместе, тогда как в финской семье первенец часто бывает единственным ребенком в доме. Он имеет свою комнату, собственные вещи, в любое время может рассчитывать на внимание родителей, если ему захотелось поговорить или поиграть с ними - webpolyglot.ru. Первенец в аграрной стране живет со старшими детьми из других семей. В его обязанности, как и в обязанности большинства старших братьев (сестер), входит забота о малышах и их обучение. Поэтому первый социальный опыт единственного или первого ребенка в земледельческой стране редко настолько отличается от опыта его младших братьев и сестер, насколько он отличается у первенцев и последующих детей в европейских семьях среднего класса.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.





© 2010-2017 - webpolyglot.ru
Методологические, методические проблемы и практические показатели развития человека
При цитировании отдельных материалов с сайта обратная свободно индексируемая ссылка строго обязательна