Психология развития  

webpolyglot.ru - навигация по сайту: на главную страницу - к оглавлению обзора



Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Дошкольники: автономия и зависимость, умелость и чувство компетентности

Дети дошкольного возраста пребывают в состоянии непрекращающейся борьбы с собой и другими. Из тесных симбиотических отношений двухлеток и ухаживающих за ними взрослых рождается новое чувство автономии: уверенность, что они способны действовать самостоятельно, без посторонней помощи. Таким образом, начало дошкольного периода проходит под знаком амбивалентности, вызываемой действием противоположных сил: стремлением к самостоятельности и потребностью в привязанности.

Зависимость и независимость обычно рассматривают как две противоположные формы поведения. Но в случае с маленькими детьми одно не всегда исключает другое. С возрастом независимость детей имеет более сложную траекторию развития. Младенцы обычно настроены на сотрудничество, однако все меняется приблизительно к 2-летнему возрасту. К этому времени многие дети становятся чрезвычайно своенравными, что является знаком наступления возраста, известного как «ужасное двухлетие» - webpolyglot.ru. Для них характерны припадки гнева. В западных культурах, когда 2-летних малышей просят что-то сделать, они демонстрируют свою независимость, упрямо твердя: «Нет!» Однако, становясь старше, дети снова становятся более склонными к сотрудничеству и более покладистыми. Трехлетние дети охотнее выполняют то, о чем их просят, и не стремятся нарушить запреты в отсутствие родителей, что, по-видимому, является признаком развивающегося морального сознания.

В одном исследовании были прослежены возрастные тенденции проявления зависимости в процессе наблюдения за тем, как дети в возрасте 2, 2,5 и 3 лет поддерживают контакт со своими матерями в новой для них обстановке. Двухлетние малыши проводят большую часть времени в непосредственной близости от матерей, оставаясь с ними в одной части комнаты и часто поглядывая, чтобы убедиться, что мама все еще здесь. Дети постарше (2,5 и 3 лет) не держатся так близко к своим матерям и не так часто проверяют, находится ли она рядом. Чем старше ребенок, тем важнее для него вербальные, а не физические контакты. Дети всех трех возрастных групп, как правило, старались привлечь внимание к своей деятельности, но старшие были больше расположены показывать ее издали.

Дошкольники открывают возможности своего тела и учатся владеть им. Если дети обходятся без посторонней помощи при выполнении основных действий, они становятся уверенными в себе. В случае, когда их усилия достичь самостоятельности подрываются критикой или наказанием, они считают себя виноватыми в неудаче, испытывают стыд и сомнение в себе.

Дошкольники открывают возможности своего тела и учатся владеть им

В период между 3 и 6 годами содержание центрального конфликта развития Эриксон выразил формулой инициатива против чувства вины, что относится к результатам усилий ребенка достичь умелости и чувства компетентности. Инициатива связана с целеустремленностью маленьких детей, с которой они неутомимо исследуют окружающий мир. Они охотно осваивают новые навыки, взаимодействуют со сверстниками и ищут поддержки отца и матери в налаживании своих социальных связей. Чувство вины, вероятно, особенно сильно, когда дети идут против воли родителей, что неизбежно при их стремлении исследовать мир и подчинить его своей власти.

Ключ здесь в нахождении баланса между инициативой и чувством вины. Эриксон указывал, что слишком сильное чувство вины может притупить инициативу ребенка, особенно когда родители сурово подавляют или критикуют его естественное любопытство. В этом случае дети теряют уверенность и желание достигать в чем-то совершенства, и результатом становятся робость и боязнь неудачи, которые могут оказаться стойкими и стать постоянными спутниками детей на протяжении всей их жизни.

Конфликт инициативы и чувства вины является продолжением борьбы двухлеток за автономию. Дети начинают с того, что приобретают контроль над собственным телом и умение обслуживать себя, включая навыки еды, одевания, пользования туалетом, обращения с вещами и перемещения в пространстве - webpolyglot.ru. Дошкольник уже пытается разобраться в устройстве некоторых вещей, усваивает смысл социальных ситуаций и взаимоотношений, вырабатывает наиболее эффективные и приемлемые способы воздействия на людей. Становятся значимыми такие понятия, как хорошо и плохо, правильно и неправильно. В каком-то смысле такие ярлыки, как «младенец» или «неженка», могут иметь для ребенка самые разрушительные последствия. Родителям и педагогам необходимо следить за тем, чтобы их воспитательные методы не порождали у него тревогу и чувство вины. В сложном и запутанном социальном мире дошкольника инициатива может вести как к успеху и уверенности в своих способностях, так и к неудачам, фрустрации, чувству вины.

Что происходит, если стремление ребенка к автономии или совершенствованию навыков наталкивается на постоянные неудачи и фрустрацию, когда у него практически нет возможности попробовать сделать что-то самостоятельно или когда его окружение настолько непоследовательно, что он не может определить, к чему приведут его действия? У всех детей существует потребность быть хозяином в своем окружении, потребность чувствовать себя компетентным, способным добиться успеха. Если их усилия достичь умения и чувства компетентности причиняют им слишком много неприятностей, они могут оставить свои попытки и стать пассивными. Многие исследования показывают, что такие дети не развивают у себя активного, исследовательского и уверенного подхода к учению, который называется учебной компетентностью. Более того, когда ребенка заставляют переживать тревогу и беспокойство в связи с его потребностью в автономии, он обычно научается отказываться от стремления к самостоятельности и сводить к минимуму или маскировать такого рода потребности.

У всех детей существует потребность быть хозяином в своем окружении

В ряде случаев дети неизбежно ограничены в своем стремлении к автономии. Например, ребенок с какими-либо физическими недостатками или хроническими болезнями практически не имеет возможности испытать свое мастерство в овладении окружающей средой - webpolyglot.ru. Дети, растущие в условиях реальной угрозы или перенаселенной местности, свободу которых приходится ограничивать ради их собственной безопасности, как и те, за которыми наблюдают чересчур бдительно, также могут приобретать чрезмерную пассивность или тревожность.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.





© 2010-2017 - webpolyglot.ru
Методологические, методические проблемы и практические показатели развития человека
При цитировании отдельных материалов с сайта обратная свободно индексируемая ссылка строго обязательна